Меня больше всего убивает в практически любой экономике в онлайн играх, что все сводится к "надрачиванию", простите, неких базовых ресурсов, и в дальнейшем все остальное уже на этих ресурсах строится. А с "надрачиванием", как известно, очень хорошо справляются боты, - и как следствие, все такие игры очень часто имеют большие проблемы с ботоводством.
Пожалуй одна из лучших экономик, которые я встречал, - реализована в ганжаварз.
Там линейный производственный процесс:
- Шахты добывают ресурсы
- Фабрики и заводы перерабатывают ресурсы в некоторые потребительские предметы (оружие, броню и т.п.). Причем, это может происходить в несколько этапов (например 1 завод производит запчасти, другой завод собирает готовый продукт и т.п.).
- Магазины реализуют продукты конечным потребителям - игрокам.
Самое интересное, что ВСЯ эта цепочка полностью создается и управляется игроками.
Каждый игрок, с самого первого уровня, может устраиваться на работу на шахту, на фабрику, на завод или в магазин. Все эти заведения владеются другими игроками, которые устанавливают зарплаты. Чем больше зарплата, тем вероятнее, что к тебе пойдут работать (а без рабочих никакого производства не будет). С другой стороны, слишком большая зарплата - и завод может начать не окупаться, и т.д. Произведенные ресурсы, запчасти или конечные товары, владелец производства сбывает в другие заведения, опять же цена закупки устанавливается игроками-владельцами тех заведений, и т.п.
По сути, настоящая рыночная экономика, в игровом масштабе.
Устраиваться на работу можно примерно 1 раз в 1.5 часа, и примечательно, что чтобы устроиться на работу, нужно ввести капчу (игра браузерная).
Я считаю данный пример - очень солидным примером экономики, отлично защищенной от ботов, но при этом интересной, динамичной и логичной. Проблема альтов/мультов в этом случае легко решается "личными" деньгами, которые нельзя передавать.
На удивление, во многих других современных онлайн-играх, экономика либо в зачаточной стадии, либо очень непрочная и легко читится путем ботинга, альтинга и т.п.
Кто-нибудь встречал какие-то другие интересные реализации? Очень желательно описание. Играть во все эти игры не хватит никакого времени и сил, а на сайтах как правило ничего толком не написано.