Несколько слов о маде "Былины" (
telnet://mud.ru:4000, 7000, 143). Играю я нечасто, дальше 18 уровня не забирался. Так что прошу считать меня (коммунистом) ньюбом.
Что мне нравится в "Былинах". Основа мира -- русские сказки. Надоели уже все эти бесконечные гоблины, хоббиты, эльфы и т.п. В "Былинах" все игроки могут играть только за людей. Вместо рас в этом маде -- роды -- северяне, поляне, кривичи, вятичи, веляне, древляне. Вообще, русские сказки -- одно из светлых воспоминаний детства. Кстати, когда я играл дружинником, часто вспоминалась серия книг Марии Семеновой о Волкодаве.
Понравилась большая населенность мада. Почти в любое время в игре больше ста человек. Всегда есть, с кем пообщаться, повоевать, поругаться, заключить союз.
Понравилась система накопления опыта персонажа. Когда пробовал играть в "Сферу Миров" (sowsite.igrohost.ru:4662), заметил, что прокачка умений в этих мадах идет по-разному. В "Сфере Миров" персонаж набирает очки опыта при убийстве мобов, но чтобы увеличить уровень владения умением, нужно бежать в гильдию, где с помощью специальной команды набранный опыт можно перевести в улучшение владения умением. В "Былинах" же уровень владения умением растет автоматически при применении этого умения. На мой взгляд, очевидно, что вторая система ("Былины"), в отличие от первой ("Сфера Миров"), не отрывает игрока от игрового процесса и, следовательно, лучше. Первая система, получается, стимулирует игрока бегать в гильдию как можно чаще. Кроме постоянной беготни в гильдию, благодаря первой системе перекачки опыта в уровень владения умением, можно, к примеру, набирать опыт, работая мечом, а улучшать умение, скажем, владения топором. Это мне тоже не понравилось в "Сфере Миров". В "Былинах", если работаешь только мечом, то и улучшишь только владение мечом, как, по моему, и должно быть. [Любители "Сферы Миров"! Если я где-то написал что-то неверное, прошу поправить.]
Что мне не нравится в "Былинах". Некоторые моменты, которые, вообще-то, не являются уникальной особенностью именно "Былин", а свойственны и многим другим мадам.
Нельзя находиться в игре больше, чем одним персонажем. Идиотский запрет. Хочется, ведь, поиграть группой из двух персонажей. В определенный момент становится скучно (да и достаточно сложно) играть в одиночку. Оказалось, что мне очень сложно найти подходящего согруппника (по разным причинам -- плохая связь, часто отрываюсь от игры на другие вещи, могу резко отключиться от игры, не люблю постоянно прокачиваться, а вместо этого изучаю мир и читаю описания, задаю много вопросов и т.д. и т.п.).
Мобы могли бы драться друг с другом. К примеру хищники могут охотиться на травоядных. Городские дружинники могут выходить из города и ловить разбойников. А вот помогать друг другу в "Былинах" мобы умеют (это мне понравилось).
Очень жаль, что в "Былинах" нет какого-нибудь моба-мудреца, который давал бы за деньги или вещи общие советы или намеки по развитию персонажа или по игровому миру. К примеру, дружиннику можно посоветовать изучить определенный стиль владения оружием, если он его еще не знает. Магу можно посоветовать снять определенный вид доспехов, если этот вид мешает колдовать. Богатырю сказать, что ему предстоит лешить головы вожака стаи волков. Количество советов можно ограничить временными рамками (один в час или в день, например). Советы можно разделить по уровням и профессиям персонажа. И так далее, придумать можно много чего.
Хотелось бы иметь возможность отключать каналы общения типа аукциона.
Неплохо было бы, если б в начале игры, при создании персонажа, для каждой профессии по умолчанию уже были бы установлены оптимальные характеристики (сила, ловкость, интеллект, мудрость и т.п.). "Оптимальные" именно для новичка. Опытные игроки, естественно, могут иметь свое представление об оптимальных характеристиках, поэтому должен представляться выбор -- настройка "по умолчанию" или детальная.
В итоге, несмотря на множество недостатков мада, считаю "Былины" лучшим выбором из русскоязычных мадов.